Распоряжение Правительства Сахалинской области от 19.11.2015 N 560-р "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Сахалинской области на 2016 - 2018 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 ноября 2015 г. № 560-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2016 - 2018 ГОДЫ

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона Сахалинской области "О бюджетном процессе в Сахалинской области":

1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики Сахалинской области на 2016 - 2018 годы (прилагаются).
2. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости" и разместить на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области - министра финансов Сахалинской области Т.В.Карпову.

Губернатор
Сахалинской области
О.Н.Кожемяко





Утверждены
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 19.11.2015 № 560-р

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2016 - 2018 ГОДЫ

Основные направления налоговой и бюджетной политики Сахалинской области на 2016 - 2018 годы (далее - Основные направления налоговой и бюджетной политики) разработаны в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, направлены на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, государственных программ Сахалинской области (далее - государственные программы).
Целью основных направлений налоговой и бюджетной политики является определение условий, принимаемых для составления проекта областного бюджета Сахалинской области на 2016 год, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров областного бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Основные направления налоговой и бюджетной политики сохраняют преемственность целей и задач, определенных на 2015 год и актуализированных с учетом экономической ситуации в стране и мире.
1. Итоги реализации налоговой и бюджетной политики в 2014 году и первой половине 2015 года.
Основными результатами реализации бюджетной и налоговой политики в 2014 году и первой половине 2015 года стали обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области, повышение бюджетной обеспеченности муниципальных образований Сахалинской области (далее - муниципальные образования), формирование областного бюджета на основе государственных программ.
Проводимая в предыдущие годы налоговая политика была нацелена, с одной стороны, на расширение доходной базы, получение необходимого объема доходов консолидированного бюджета области, а с другой стороны, на поддержку инвестиционной деятельности организаций, а также на развитие предпринимательской активности, особенно в сфере малого бизнеса.
В целях создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности, создания новых промышленных предприятий на территории области предусмотрены региональные льготы по налогу на прибыль и по налогу на имущество организаций для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, а также региональные инвестиционные проекты при создании новых производств, так называемых "гринфилдов". Для последних предусмотрено обнуление ставки налога на прибыль в течение первых пяти лет и установление пониженной ставки 10% в течение следующих пяти лет с периода, в котором получены первые доходы от реализации товаров в рамках реализации регионального инвестиционного проекта. Такая налоговая поддержка оказывается проектам, если организация не имеет в своем составе обособленных подразделений за пределами субъекта Российской Федерации, не является участником консолидированной группы налогоплательщиков, ведет раздельный бухгалтерский учет операций по основной деятельности и деятельности, связанной с осуществлением инвестиционного проекта. При этом региональный инвестиционный проект не может быть направлен на добычу и (или) переработку нефти, добычу природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата. Оказание налоговой поддержки инвесторам в период осуществления капитальных вложений и выхода проектов на окупаемость направлено на создание дополнительных рабочих мест, рост налоговой базы, увеличение доходного потенциала бюджета области.
В 2015 году принят Закон Сахалинской области от 10 июля 2015 года № 67-ЗО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области", предусматривающий ряд мер налогового стимулирования по развитию предпринимательства в Сахалинской области. Данным Законом на период 2015 - 2016 годов снижена ставка по упрощенной системе налогообложения (объект налогообложения "доходы минус расходы") для отдельных видов экономической деятельности до 5%. На период до 31 декабря 2020 года введены "налоговые каникулы" по упрощенной и патентной системе налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сфере. При этом дополнительные ограничения по объему доходов и численности работников к тем, что предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, в Сахалинской области не вводились. Эта мера направлена на развитие предпринимательства в Сахалинской области, на налоговую поддержку граждан, решивших открыть свое дело и зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.
С 1 января 2015 года в Сахалинской области осуществлен переход к исчислению налогов на имущество от кадастровой стоимости - для физических лиц - в отношении объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности, для организаций - в отношении торговых объектов общей площадью свыше 3000 кв. метров.
С 1 января 2015 года предусмотрена пониженная с 18 до 13,5% ставка по налогу на прибыль сроком не более чем на три года для организаций, реализующих в Сахалинской области инвестиционные проекты по строительству генерирующих объектов установленной мощностью свыше 50 МВт и стоимостью более 7,5 млрд. рублей, при условии размещения денежных средств для финансирования проекта на счетах кредитных организаций в Сахалинской области и направления денежного дохода, полученного в результате такого размещения, и высвободившихся от налогообложения денежных средств на цели, предусмотренные инвестиционными проектами.
Действуют льготы по налогу на имущество в отношении энергоблоков (имущество, используемое для производства электрической или тепловой энергии, входящее в состав объектов единичной установленной мощностью не менее 45 МВт). Льготное налогообложение предусмотрено в течение трех лет со дня постановки имущества на налоговый учет.
В отношении имущества областных и муниципальных казенных и автономных учреждений (за исключением имущества автомобильных дорог) с 2015 года полностью отменена льгота по налогу на имущество организаций, а для органов государственной власти и местного самоуправления, областных и муниципальных бюджетных учреждений установлена пониженная ставка налога 0,3%. С 1 января 2016 года ставка вышеуказанного налога увеличена до 0,7%, с 1 января 2017 года - до 1,1%, а к 2018 году будет действовать полная ставка 2,2%.
Таким образом, налоговая политика реализовывалась путем повышения эффективности льготного налогообложения на территории области. Проведенная инвентаризация и оценка эффективности действующих льгот по региональным налогам привела к отмене неэффективных налоговых льгот, установлению ограничения по срокам использования льготного налогообложения.
Налоговая политика Сахалинской области направлена на развитие и поддержку отраслей экономики, не связанных с реализацией нефти и газа, с тем, чтобы снизить зависимость экономики и регионального бюджета от нефтегазового сектора.
Сахалинская область является регионом с сырьевой экономикой. От инвесторов нефтегазовых проектов, реализуемых на условиях Соглашений о разделе продукции, в 2014 году поступило более 80 процентов от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. Такая зависимость регионального бюджета от поступления нефтегазовых доходов создает серьезные риски для бюджета области при ухудшении ситуации на мировых энергетических рынках. В условиях более чем двукратного падения цен на нефть и волатильности национальной валюты одним из основных решений обеспечения сбалансированности бюджета является накопление резервов в период высоких цен на углеводородное сырье.
В Сахалинской области внедрены бюджетные правила, разработанные исходя из практики поступления в бюджет доходов от реализации Соглашений о разделе продукции. В 2014 - 2015 годах полученные сверхплановые доходы от реализации углеводородов в рамках проектов использованы следующим образом:
- в первую очередь - на погашение дефицита областного бюджета;
- во вторую очередь - на покрытие государственного долга;
- в третью очередь - на пополнение резервного фонда Сахалинской области.
Начиная с 2014 года осуществлен переход на программно-целевой метод планирования областного бюджета Сахалинской области (далее - областной бюджет).
Всего в Сахалинской области разработано и утверждено 24 государственные программы, направленные на реализацию основных направлений социально-экономического развития Сахалинской области на период 2014 - 2020 годов. Доля расходов, формируемая в рамках государственных программ, в общем объеме расходов областного бюджета Сахалинской области составляет 97 процентов.
С 2015 года в "программном" формате утверждаются бюджеты муниципальных образований, разработана 301 муниципальная программа.
Анализ эффективности бюджетных расходов в разрезе мероприятий государственных программ, оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики и социальной сферы стали ключевыми направлениями деятельности рабочей группы по проведению анализа действующих расходных обязательств Сахалинской области и подготовке предложений по оптимизации расходов областного бюджета в 2015 году.
В целях повышения эффективности инвестиционных расходов в 2015 году создано казенное предприятие "Сахалинский региональный центр по ценообразованию в строительстве". Деятельность предприятия будет направлена на реализацию единой ценовой политики в области ценообразования и сметного нормирования в инвестиционно-строительной сфере на территории Сахалинской области, а также на разработку территориальных сметных нормативов Сахалинской области, отвечающих рыночным отношениям, и проведение проверки достоверности сметной стоимости объектов строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, реставрации.
Для решения задачи по повышению эффективности оказания государственных услуг изменен порядок формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Сахалинской области. С принятием на федеральном уровне базовых перечней государственных (муниципальных) услуг и общего порядка определения нормативных затрат по сферам деятельности проводится работа по формированию ведомственных перечней государственных услуг и работ, определению базовых нормативов для расчета, объема финансового обеспечения на выполнение государственного задания начиная с 2017 года.
Проводится мониторинг и контроль соответствия объема и качества предоставленных государственных услуг параметрам государственного задания.
В целях развития и сохранения кадрового потенциала работников государственных (муниципальных) учреждений Сахалинской области поэтапно осуществляется совершенствование систем оплаты труда и повышение им заработной платы.
В 2014 году новые отраслевые системы оплаты труда применяются в государственных и муниципальных учреждениях культуры и образования, государственных учреждениях ветеринарии, архивных и других учреждениях. В 2015 году завершится разработка новых систем оплаты труда для учреждений здравоохранения.
Проведена работа по оптимизации бюджетной сети областных учреждений и выявлению учреждений, деятельность которых не соответствует полномочиям субъекта Российской Федерации или профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
В целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в Сахалинской области распоряжениями Правительства Сахалинской области от 17.10.2014 № 576-р и от 08.04.2015 № 152-р утверждены Планы мероприятий Правительства Сахалинской области по выполнению Указов Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2012 года.
Согласно "дорожным картам" в сфере образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения, в которых определены основные мероприятия по реализации задач, поставленных в Указах, направлено из областного бюджета в 2014 году 44,1 млрд. рублей.
В связи с реализацией мероприятий "майских" Указов Президента Российской Федерации, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, строительства дошкольных учреждений, а также принятыми программами по благоустройству населенных пунктов возросла нагрузка на местные бюджеты.
В последние годы в целях повышения обеспеченности местных бюджетов на областном уровне приняты меры, направленные на увеличение доходной части местных бюджетов. С 2014 года в местные бюджеты в полном объеме переданы доходы по упрощенной системе налогообложения, транспортный налог, а также акцизы на нефтепродукты в размере 20% от поступающих в бюджет области сумм акцизов. За счет указанных трех налогов доходы местных бюджетов в 2014 году увеличились на 2,7 млрд. рублей.
С 1 января 2015 года в местные бюджеты дополнительно передана часть налога на имущество организаций в размере 20% и на 10% увеличен единый норматив по налогу на доходы физических лиц. По состоянию на 1 сентября 2015 года за счет двух указанных налогов доходы местных бюджетов возросли на 1,9 млрд. рублей.
В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов, снижения рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств с 1 января 2015 года сокращен уровень софинансирования финансовой помощи из областного бюджета за счет средств местных бюджетов с 5,3% до 1% для городских округов и муниципального района, до 0,5% - для поселений.
Для повышения самостоятельности местных бюджетов в вопросах финансового обеспечения своих полномочий проведена работа по консолидации субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям.
За счет сокращения части субсидий и перераспределения финансовой помощи, предоставляемой в форме дотаций, в два раза увеличен объем фонда финансовой поддержки муниципального района (городских округов).
Количество межбюджетных субсидий сократилось с 34 - в 2014 году до 27 - в 2015 году, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) возросла с 10% в 2014 году до 17% в 2015 году. Общая доля средств, передаваемых в местные бюджеты в 2015 году в виде нормативов отчислений от налогов, дотаций и дополнительных нормативов от НДФЛ, оценивается в 28,7% от общего объема межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Начиная с 2015 года в качестве мер по совершенствованию стимулирующих инструментов в областном бюджете предусмотрены дотации муниципальным образованиям за достижение наилучших результатов по увеличению налогового потенциала местных бюджетов. Средства распределяются между муниципальными образованиями исходя из ежегодно установленного объема в размере не более 30 млн. рублей. При этом городские округа (муниципальный район), набравшие наибольшее количество баллов, получают по 10 млн. рублей от суммы распределяемых средств, городские (сельские) поселения, имеющие наилучшие результаты среди оцениваемых муниципальных образований, получают по 5 млн. рублей.
В 2015 году 4 муниципальных образования вошли в первую группу муниципальных образований со степенью дотационности, не превышающей 5% объема собственных доходов, 10 муниципальных образований - во вторую группу, не превышающую 20% собственных доходов, и 6 муниципальных образований - в третью группу, не превышающую 50% собственных доходов.
В результате проведенной работы совокупный объем муниципального долга в 2014 году сократился на 1,9 млрд. рублей, за 9 месяцев 2015 года сократился еще на 1,0 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2015 года просроченная кредиторская задолженность в муниципальных образованиях полностью погашена. Дефицит местных бюджетов утвержден с соблюдением ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, не более 10%, то есть на безопасном уровне.
Областной бюджет в 2014 году исполнен с профицитом 16,4 млрд. рублей, государственный долг Сахалинской области погашен в полном объеме, сформирован резервный фонд Сахалинской области в 2014 году в объеме 5,8 млрд. рублей. В 2015 году продолжено наполнение Резервного фонда Сахалинской области.
2. Цели и задачи налоговой и бюджетной политики Сахалинской области на 2016 - 2018 годы.
Формирование основных направлений налоговой и бюджетной политики Сахалинской области на 2016 - 2018 годы происходит в изменившихся экономических условиях, связанных, прежде всего, со снижением цен на углеводородное сырье на мировых рынках, что приводит к отрицательной динамике экспорта в долларовом эквиваленте, повышенному уровню инфляции, ослаблению курса рубля по отношению к иностранной валюте.
С учетом этого целью налоговой и бюджетной политики Сахалинской области на 2016 - 2018 годы является обеспечение стабильности и устойчивости областного и местных бюджетов с учетом эффективного управления имеющимися ресурсами, исполнение обязательств с ориентацией на повышение качества жизни граждан.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- сохранение и развитие налогового потенциала на территории Сахалинской области, в том числе посредством стимулирования реального сектора экономики, формирования благоприятных условий для развития бизнеса;
- увеличение доходов бюджета области за счет проведения мероприятий по сокращению задолженности по налогам и оптимизации налоговых льгот;
- разработка и реализация бюджетного прогноза Сахалинской области на долгосрочный период;
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- повышение результативности применения программно-целевого управления;
- обеспечение равномерности использования бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств в течение финансового года;
- принятие мер по снижению дебиторской задолженности, в том числе за счет пересмотра размера авансов по заключенным контрактам;
- совершенствование механизмов межбюджетного регулирования;
- обеспечение открытости бюджетного процесса;
- совершенствование системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Решение обозначенных задач в области доходов намечено осуществлять путем реализации следующих мер:
- обеспечения поступлений в бюджет Сахалинской области доходных источников в запланированных объемах;
- обеспечения качественного администрирования доходов бюджета Сахалинской области;
- проведения мероприятий по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества.
Повышение точности бюджетного планирования, исключение возможности наращивания бюджетных обязательств в объеме, превышающем имеющиеся ресурсы, обеспечивается за счет использования бюджетного прогноза Сахалинской области. Прогноз Сахалинской области на долгосрочный период будет разрабатываться каждые 6 лет на 12 лет на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития Сахалинской области, начиная с 2017 года.
Необходимо также аккумулировать имеющиеся резервы повышения эффективности бюджетных расходов на реализацию действующих государственных программ.
В связи с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Российской Федерации, начиная с 2016 года областной и местные бюджеты должны формироваться в новой структуре кодов бюджетной классификации. Эти изменения повлекут за собой необходимость уточнения структуры ранее утвержденных государственных программ в целях обеспечения эффективного управления ими.
В ходе исполнения областного бюджета в 2015 году произошел значительный рост дебиторской задолженности, основную сумму которой составляют авансовые платежи по заключенным контрактам. В условиях сохранения рисков, связанных с неисполнением поставщиками и подрядчиками обязательств по контрактам, планируется пересмотреть подходы к авансированию контрактов. Размер аванса не должен превышать размер обеспечения исполнения контракта. Для большинства контрактов размер авансирования необходимо установить в размере не более 30 процентов от лимитов бюджетных обязательств по заключенному контракту на соответствующий год.
В целях усиления контроля за рациональным и эффективным использованием средств, повышения эффективности государственных закупок с 2016 года в Сахалинской области начнет действовать казенное учреждение "Служба единого государственного заказчика капитального строительства Правительства Сахалинской области". Это позволит консолидировать работы в сфере проектирования, организации строительства и реконструкции объектов государственной и муниципальной собственности.
В рамках мероприятий по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок и интеграции бюджетного и закупочного процессов с 2016 года в автоматизированной системы управления бюджетным процессом Сахалинской области (далее - АСУБП) будет обеспечено формирование и контроль соответствия лимитам бюджетных обязательств планов и планов-графиков закупок областных заказчиков, а также последующий контроль на соответствие утвержденным планам-графикам закупок всей закупочной документации, размещаемой в АСУБП.
Для решения задачи повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг необходимо повысить ответственность главных распорядителей средств областного бюджета за осуществлением контроля за выполнением государственного задания в полном объеме.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на поддержание мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов к ее наращиванию.
Одним из необходимых условий обеспечения эффективности государственных финансов является обеспечение их открытости и прозрачности. В 2016 году необходимо завершить внедрение компонентов АСУБП, которые позволят стандартизировать и автоматизировать бюджетные процедуры по формированию областных государственных программ, адресной инвестиционной программы, ведению бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета и бюджетных смет получателей средств областного бюджета, управлению государственным долгом и финансовыми активами, прогнозированию и администрированию доходов консолидированного бюджета области.
Начиная с 2016 года необходимо обеспечить внедрение процедуры формирования государственных заданий на оказание государственных услуг (работ) только в электронном виде с использованием электронной подписи в системе "Электронный бюджет".
Будет расширен состав и содержание информации о бюджете и бюджетном процессе в Сахалинской области на Портале открытого бюджета Сахалинской области. К 2018 году на Портале открытого бюджета Сахалинской области должна быть обеспечена публикация бюджетных данных финансовыми органами всех публично-правовых образований Сахалинской области.
Для этого в 2017 году планируется завершить перевод всех финансовых органов муниципальных образований в единую региональную базу данных для работы по проектированию муниципальных программ, проектированию местных бюджетов, а также по их исполнению.
Кроме того, в целях обеспечения прозрачности и открытости государственных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете будет продолжено размещение на портале открытого бюджета Сахалинской области "Бюджета для граждан" к закону об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Необходимо обеспечить дальнейшее развитие правовых и методологических основ внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, направленных на повышение эффективности и прозрачности контрольной деятельности с учетом требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
Для полноценной реализации усовершенствованных подходов к деятельности органов государственного финансового контроля необходимо обеспечить координацию планов контрольной деятельности органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, ориентацию органа внутреннего финансового контроля Сахалинской области на усиление контроля за деятельностью главных администраторов средств областного бюджета. Предполагается осуществлять анализ внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также внедрение риск-ориентированного планирования контрольной деятельности исходя из приоритетности предметов и объектов контроля, направлений использования средств областного бюджета, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений.
2.1. Основные подходы к формированию налоговой политики.
В основу налоговой политики на планируемый период принято положение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о необходимости "зафиксировать" действующие налоговые условия на ближайшие годы. Исходя из данного положения, приоритетом для Правительства Сахалинской области в течение очередного трехлетнего периода является недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику.
В этих условиях на 2016 год снижена ставка по налогу на имущество организаций в отношении торговых объектов общей площадью свыше 3000 кв. метров до 1 процента от кадастровой стоимости.
Перед Правительством Сахалинской области ставится задача по совершенствованию налогового регионального законодательства, в том числе по введению мер налоговой поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 232-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", в рамках реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности с 1 января 2016 года предполагается на период 2016 - 2017 годов снизить с 6 до 3 процентов ставку по упрощенной системе налогообложения (объект "доходы") для следующих видов деятельности: растениеводство и животноводство, лесоводство и лесозаготовки, рыбоводство, обрабатывающие производства (за исключением производства подакцизных товаров), деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг, а также для участников регионального Проекта "Доступная рыба". Для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения в сфере оказания бытовых услуг населению, будут установлены "налоговые каникулы" в течение двух налоговых периодов.
С 1 января 2016 года будет расширен перечень видов деятельности по патентной системе налогообложения с одновременным установлением "налоговых каникул" для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.
В Сахалинской области с 1 января 2016 года будет введен региональный коэффициент к фиксированному авансовому платежу по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемому иностранными гражданами на основе выданного патента, в размере 1,75, который определен с учетом средней заработной платы по заявленным работодателями в службу занятости вакансиям.
Будет продолжена работа по совершенствованию законодательства, касающегося предоставления налоговых льгот. В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 - 2018 годы налоговые льготы, не стимулирующие экономический рост и не имеющие социального эффекта, должны подлежать отмене.
В случае принятия решения о создании в Сахалинской области территорий опережающего социально-экономического развития будут внесены изменения в региональное законодательство в части установления льготного налогообложения для резидентов указанных территорий в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Налоговым кодексом Российской Федерации.
По транспортному налогу будет рассмотрен вопрос об изменении подхода к предоставлению льгот физическим лицам с учетом повышения их социальной эффективности.
По налогу на имущество физических лиц устанавливаются дополнительные льготы для молодых семей, которые приобрели или построили жилье с участием ипотечного кредита, и для членов многодетных семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет (детей, обучающихся по очной форме, до 23 лет). Эта мера вводится для закрепления молодых семей в Сахалинской области, оказания им налоговой поддержки в период погашения ипотечных кредитов, а также для стимулирования повышения рождаемости.
В связи с изменениями налогового законодательства будет проводиться разъяснительная работа по нескольким направлениям - по налоговой поддержке субъектов предпринимательства, по применению нового порядка исчисления налога на недвижимое имущество физических лиц, в том числе о существующих льготах и предусмотренных налоговых вычетах, а также о порядке оспаривания кадастровой стоимости. В 2015 году в Сахалинской области реализована возможность приема заявлений граждан об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости через отделения Многофункционального центра. Уполномоченным органом по работе с указанными обращениями определено министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
Будет продолжена работа с должниками по сокращению налоговой задолженности, в том числе путем контроля при осуществлении финансирования из бюджета. В настоящее время задолженность по НДФЛ выявляется только в ходе выездных налоговых проверок, а также расчетным путем по отчетности, представляемой налоговыми агентами один раз в год, что не позволяло оперативно реагировать на рост задолженности. С принятием Федерального закона от 02.05.2015 № 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах", предусматривающего с 2016 года представление налоговыми агентами ежеквартальных расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных с доходов работников, у налоговых органов, региональных и местных властей появится возможность повысить контроль за перечислением налога в бюджет, проводить мероприятия по сокращению задолженности.
В целях увеличения доходной части бюджета области проводится работа по росту неналоговых доходов, в том числе за счет повышения эффективности использования государственной собственности, увеличения собираемости штрафов за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения, проведения работы по размещению временно свободных средств областного бюджета на банковских депозитах на конкурсной основе. Ежегодно пересматриваются ставки по сдаваемому в аренду государственному имуществу в целях их приближения к рыночным. Проводится инвентаризация государственного имущества Сахалинской области. Часть объектов, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, планируется к списанию. Процедуры списания и ликвидация объектов планируется завершить в 2016 - 2017 годах. В отношении имущества, не используемого для исполнения полномочий Сахалинской области, рассматривается возможность его приватизации.
10 июля 2015 года принят Закон Сахалинской области № 56-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "Об административных правонарушениях в Сахалинской области", который устраняет пробелы в региональном законодательстве, устанавливающем ответственность за нарушение правил благоустройства. Органам местного самоуправления предстоит активизировать работу административных комиссий по рассмотрению дел о нарушении правил благоустройства, штрафы по которым зачисляются в местные бюджеты.
Обозначенные направления налоговой политики области направлены на повышение бюджетной устойчивости за счет сохранения и увеличения налогового потенциала бюджетов, а также создания условий для развития ненефтегазового сектора экономики области, стимулирования развития предпринимательской и инвестиционной активности.
2.2. Бюджетная политика Сахалинской области.
Основными приоритетами бюджетной политики в области расходов в 2016 - 2018 годах являются: выполнение "майских" указов Президента Российской Федерации, а также принятых социальных обязательств с учетом адресного подхода к оказанию социальной поддержки, предоставление населению качественных и доступных государственных услуг, использование объема бюджетных средств, минимально необходимого для реализации утвержденных в составе государственных программ мероприятий при условии достижения количественных и качественных характеристик их исполнения.
Основные подходы к формированию расходов областного бюджета:
"Базовые" объемы бюджетных ассигнований на 2016 - 2018 годы установлены с учетом следующих основных подходов:
1) расходы на оплату труда в органах государственной власти Сахалинской области на предстоящий среднесрочный период предусмотрены без индексации;
2) сохранение в 2016 году достигнутых в 2015 году показателей по повышению оплаты труда специалистов в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, предусмотренных "дорожными картами" по реализации Указов Президента Российской Федерации;
3) сохранение минимального размера стипендий в 2016 - 2018 годах на уровне установленного с 1 января 2015 года;
4) индексация выплат по отдельным мерам социальной поддержки на 4,7% на 2016 год и сохранение достигнутого уровня на 2017 и 2018 годы, а также введения ограничения на принятие новых мер социальной поддержки населения области с 1 января 2016 года;
5) увеличение с 1 января 2016 года размера прожиточного минимума пенсионера для расчета социальной доплаты к пенсии до 11999 рублей;
6) увеличение бюджетных ассигнований на продукты питания и медикаменты с учетом фактически сложившегося уровня в 2015 году (по итогам первого полугодия) по государственным учреждениям социальной сферы;
7) включение расходов на уплату налогов государственными органами и государственными учреждениями Сахалинской области в связи с отменой льгот;
8) уменьшение расходов инвестиционного характера, за исключением капитальных расходов, предусмотренных на реализацию Указов Президента Российской Федерации, и планируемых к завершению начатых объектов;
9) уменьшение объемов бюджетных ассигнований по прекращающимся расходным обязательствам ограниченного срока действия, в том числе в связи с уменьшением контингента получателей;
10) введение ограничения с 1 января 2016 года на увеличение численности государственных служащих и работников государственных казенных учреждений.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов проведена работа по формированию нормативно-правовой базы в области государственных закупок. Приняты правовые акты, регулирующие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций органов государственной власти Сахалинской области и подведомственных им казенных учреждений, которые легли в основу при формировании расходов на их содержание.
Реализация государственных программ предусматривает необходимость безусловного выполнения задач, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, от 1 июня 2012 года, от 28 декабря 2012 года.
Средства областного бюджета, предусмотренные на реализацию Указов Президента Российской Федерации, позволят обеспечить выполнение мероприятий Указов Президента Российской Федерации в полном объеме.
Государственные программы Сахалинской области социальной направленности стабильно сохраняют наибольший удельный вес в общем объеме расходов Сахалинской области на 2016 - 2018 годы.
В государственной программе "Развитие образования в Сахалинской области" в целях повышения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет планируется завершение в 2016 году строительства 8 детских садов. В целях создания условий для обучения детей в одну смену в муниципальных образованиях планируется проектирование и дальнейшее строительство 5 школ.
Будет обеспечено внедрение федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней от дошкольного до профессионального образования. Продолжена реализация мероприятий, направленных на повышение кадрового потенциала образовательных учреждений, совершенствование инфраструктуры образовательных учреждений.
С учетом изменения демографической ситуации планируется рассмотреть вопрос сбалансированного снижения с 2017 года контрольных цифр приема на обучение по программам среднего профессионального образования, формирования эффективной системы выдачи образовательных кредитов обучающимся, мотивирующей их к получению профессии.
В рамках реализации государственной программы "Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014 - 2020 годы" планируется проведение мероприятий, направленных на дальнейшее развитие специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, в первую очередь при заболеваниях, приносящих наибольший социально-экономический ущерб региону.
Совершенствование работы первичного звена будет осуществляться путем стабилизации объемов первичной медико-санитарной помощи, создания многопрофильных медицинских центров, строительства 13 ФАПов, 3 амбулаторий, обновления парка санитарных автомобилей, дальнейшего привлечения участковых врачей, а также медицинских сестер.
В 2016 году планируется завершение строительства перинатального центра ГБУЗ "Сахалинская областная больница" на 130 коек в г. Южно-Сахалинске.
В сфере лекарственного обеспечения предлагается повысить эффективность расходов на лекарственное обеспечение путем закупа лекарственных препаратов согласно перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по зарегистрированным ценам и увеличения объема закупаемых препаратов отечественного производства.
Планируется исключить дублирование льгот на лекарственные препараты.
С учетом региональных особенностей будет продолжена дальнейшая оптимизация численности и структуры медицинского персонала при сохранении доступности и качества медицинской помощи, завершится перевод медицинских работников на "эффективный контракт".
В социальной сфере в рамках государственной программы "Социальная поддержка населения Сахалинской области" необходимо обеспечить исполнение в полном объеме установленных законами Сахалинской области социальных обязательств перед гражданами.
Планируется в два раза увеличить размер ежемесячной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей до трех лет семьям, проживающим на Курильских островах, и одиноким малоимущим матерям, а также расширить категорию получателей ежемесячной денежной выплаты при рождении после 31 декабря 2012 года третьего и последующих детей семьям со среднедушевым доходом ниже сложившегося среднедушевого дохода населения путем распространения указанной выплаты на семьи, в которых третий и последующие дети усыновлены.
Продолжится реализация мер по обеспечению питанием учащихся 1 - 4 классов и 5 - 11 классов из числа малоимущих и неблагополучных семей.
С 2016 года планируется обеспечивать молоком не только учащихся 1 - 4 классов, но и учащихся 5 - 11 классов из числа малоимущих и неблагополучных семей.
В целях формирования эффективной системы социальной защиты необходимо расширить применение принципа нуждаемости и адресного подхода для обеспечения социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан Сахалинской области, рассмотреть возможность введения принципа сооплаты стоимости санаторно-курортного лечения работающих граждан.
В рамках государственной программы "Содействие занятости населения Сахалинской области" наряду с социальной поддержкой безработных граждан и трудоустройством граждан, ищущих работу, будут осуществляться меры активной политики занятости (профессиональная ориентация граждан, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, организация проведения оплачиваемых общественных работ, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и безработных граждан, содействие самозанятости безработных граждан), способствующие сохранению низкого уровня безработицы в Сахалинской области.
В ходе реализации программы "Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области" будет продолжена работа по развитию массового спорта посредством строительства малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности (в том числе на базе образовательных учреждений), с учетом использования типовых проектов на строительство.
В целях обеспечения населения необходимой спортивной инфраструктурой планируется строительство не менее 30 крупных спортивных объектов и около 35 спортивных площадок в муниципальных образованиях.
В сфере туризма будет решаться задача по увеличению объема туристских услуг, в том числе за счет развития спортивно-туристического комплекса "Горный воздух".
Одним из приоритетных направлений расходов на предстоящий период является реализация мероприятий государственных программ по формированию условий для роста экономики области, а именно: финансовая поддержка дорожного и сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, инвестиционной привлекательности области.
Мероприятия государственной программы "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" ориентированы на повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства в целях снижения зависимости Сахалинской области от импорта продукции за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства.
Приоритетными определены мероприятия по созданию импортозамещающих производств, развитию переработки, хранению и продвижению сельскохозяйственной продукции.
В 2016 - 2018 годах продолжится реализация инвестиционных проектов с участием частного капитала в растениеводстве и животноводстве: строительство современного тепличного комплекса на 8 гектаров теплиц в г. Южно-Сахалинске, создание животноводческого комплекса на 670 голов дойного стада в Томаринском районе, строительство животноводческого комплекса на 1900 голов дойного стада в Анивском районе.
Приоритетным направлением государственной программы "Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства в Сахалинской области" сохранится обеспечение равной доступности услуг автомобильного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта.
В 2016 - 2018 годах планируется продолжить субсидирование межмуниципальных пассажирских перевозок всеми видами транспорта.
В целях развития аэропортовой сети предусматривается реконструкция аэропорта Южно-Сахалинск, строительство нового здания аэровокзала, разработка проектной документации по реконструкции аэропорта г. Оха, ежегодная финансовая поддержка аэропортов в целях обновления и ремонта основных фондов.
Для обеспечения перевозки пассажиров на пригородных железнодорожных маршрутах планируется приобретение новых дизельных поездов. В связи с ростом пассажиропотока на воздушном транспорте предстоит замена воздушных судов авиакомпании "Аврора" с ДЭШ 8-300 на ДЭШ 8-400.
За счет средств дорожного фонда предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, обеспечению сохранности существующей дорожной сети. В 2016 - 2018 годах планируется продолжение строительства региональных автомобильных дорог Южно-Сахалинск - Оха, Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск, Огоньки - Невельск, строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения. С целью улучшения состояния дорог планируется приобрести дорожную технику для организаций.
В целях повышения комфортности проживания граждан Сахалинской области и уровня благоустроенности городских и сельских населенных пунктов муниципальными образованиями разработаны программы капитального ремонта дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним, благоустройства населенных пунктов на 2015 - 2019 годы, в соответствии с которыми планируется поэтапно провести капитальный ремонт 1820 дворовых территорий многоквартирных домов, обеспечив ежегодное достижение данного показателя не менее 20 процентов от общего количества требующих ремонта дворов. Планируется проведение капитального ремонта дорог в населенных пунктах, а также вне населенных пунктов.
В рамках государственной программы "Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем" при поддержке Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства будут продолжены мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В 2017 году планируется полностью ликвидировать аварийный жилищный фонд, признанный таковым по состоянию на 1 января 2012 года (за весь период действия программы планируется переселить 14662 гражданина из 6463 аварийных жилых помещений, из них в 2016 - 2017 годах - 6528 граждан из 3021 аварийного жилого помещения).
Продолжится работа по созданию необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры для вновь возводимых жилых объектов, в том числе на участках, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, на бесплатной основе.
С 2016 года планируется разработка типовых проектов на строительство жилых домов экономического класса и на строительство объектов социальной инфраструктуры, что позволит снизить стоимость строительства 1 кв. м жилья, а также повысить качество строящихся объектов.
Продолжится предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем. Планируется расширить круг получателей выплаты, а также направления ее использования.
В целях обеспечения граждан области доступным жильем акционерным обществом "Сахалинское ипотечное агентство" начиная с 2016 года планируется разработка и реализация специальных программ ипотечного кредитования, в том числе стимулирующих приобретение жилья экономического класса, кредитование социально-приоритетных категорий граждан по льготной процентной ставке, строительство многоквартирных жилых домов экономического класса для сдачи квартир в наем за фиксированную плату ниже рыночной.
В соответствии с государственной программой "Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства" в целях улучшения комфортности проживания граждан в многоквартирных домах продолжится реализация региональной программы капитального ремонта таких домов до 2043 года. Финансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов будет осуществляться за счет средств областного бюджета и взносов собственников помещений.
Начиная с 2016 года планируется реализация Плана капитального ремонта кровель многоквартирных домов, в рамках которого в течение 6 лет поэтапно будут отремонтированы все крыши многоквартирных домов. В 2016 - 2018 годах будет охвачено 1460 жилых домов, в том числе в 2016 году 333 дома.
Для обеспечения оснащенности организаций специальной техникой и в целях улучшения качества предоставляемых населению организациями жилищно-коммунальных услуг планируется приобретение специализированной техники.
В области охраны окружающей среды в 2016 - 2018 годах в рамках государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области" планируется завершить строительство полигонов твердых бытовых отходов в г. Южно-Сахалинске, Тымовском и Углегорском районах.
В области лесного хозяйства в рамках программы "Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области" продолжится финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесного фонда Сахалинской области, повышению эффективности функционирования системы охраны лесов от пожаров, организации государственного лесного контроля.
В рамках программы "Защита населения и территории Сахалинской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" в целях повышения безопасности населения и снижения социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий планируется создание и функционирование системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Дальнейшее развитие получит аппаратно-программный комплекс "Безопасный город". Будет продолжено приобретение и монтаж быстровозводимых пожарных депо в населенных пунктах Сахалинской области, удаленных от других пожарных подразделений, для быстрого реагирования при угрозе возникновения пожаров.
В ходе реализации государственной программы "Управление государственными финансами Сахалинской области" планируется продолжить работу по организации планирования и исполнения областного бюджета, совершенствованию механизмов оказания финансовой помощи местным бюджетам Сахалинской области в целях повышения ее эффективности, обеспечению своевременного финансового контроля в сфере управления государственными финансами Сахалинской области и реализацию мероприятий по формированию единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами Сахалинской области.
В сфере межбюджетных отношений предусматривается реализация комплекса мер, направленных на стабильность финансовой поддержки муниципальных образований, ее предсказуемость, а также на повышение эффективности предоставления и использования нецелевых и целевых межбюджетных трансфертов.
Повышение эффективности и результативности предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям будет обеспечено за счет:
- сохранение высокой роли выравнивающей составляющей, увеличения объема нецелевой финансовой помощи за счет сокращения межбюджетных трансфертов целевого характера;
- дальнейшего укрупнения субсидий с расширением направлений их использования;
- применения механизма перечисления межбюджетных трансфертов под фактическую потребность, что позволит практически полностью исключить наличие неиспользованных остатков в местных бюджетах, обеспечит повышение эффективности и прозрачности расходов местных бюджетов;
- ужесточения мер в отношении муниципальных образований за недостижение установленных значений показателей результативности использования субсидий.
С целью сохранения высокой роли выравнивающей составляющей местных бюджетов приняты новый порядок и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, которым предусмотрен расчет дотации на формирование муниципальных дорожных фондов.
В условиях введения на муниципальном уровне дополнительных льгот по налогу на имущество физических лиц и снижения налоговой нагрузки по единому налогу на вмененный доход изменен подход к расчету налогового потенциала при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. При формировании бюджета на 2016 - 2018 годы доходы по единому налогу на вмененный доход, а также по налогу на имущество физических лиц не будут учитываться в расчете налогового потенциала. Соответствующее постановление принято Правительством Сахалинской области 25 июня 2015 года № 225 "Об установлении перечня налогов и экономических показателей, соответствующих базам налогообложения муниципального района (городских округов) по видам налогов, учитываемых при расчете индекса налогового потенциала".
В целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы Сахалинской области, а также для увеличения доходов бюджетов сельских поселений для финансового обеспечения расходных полномочий, переданных Законом Сахалинской области от 18.11.2014 № 71-ЗО "О закреплении отдельных вопросов местного значения городских поселений за сельскими поселениями в Сахалинской области" с 1 января 2016 года передается с уровня муниципального района в бюджеты сельского поселения по единым нормативам отчислений налог на доходы физических лиц в размере 8% (в дополнение к 2%, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации) и единому сельскохозяйственному налогу в размере 20% (дополнительно к 30%, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации).
В целях исключения случаев возникновения рисков неисполнения расходных обязательств бюджетов муниципальных образований Сахалинской области сохранится финансовая помощь в виде дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
В свою очередь органы местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области должны прежде всего обеспечить безусловное исполнение в полном объеме социально значимых расходных обязательств, эффективно управлять бюджетными ресурсами, проводить крайне взвешенную долговую политику, продолжить применение мер, направленных на ограничение дефицитов местных бюджетов, и обеспечить недопущение неконтролируемого роста муниципального долга.
Принятие указанных мер должно обеспечить принятие бездефицитных местных бюджетов к 2017 году и полное погашение муниципального долга к 2018 году.
Областной бюджет на 2016 год прогнозируется с дефицитом, источником финансирования которого будут средства Резервного фонда Сахалинской области, накопленные в 2014 - 2015 годах.
Реализация долговой политики Сахалинской области в 2017 - 2018 годах будет направлена на обеспечение умеренной долговой нагрузки.


------------------------------------------------------------------